История парикмахерского искусства

ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ


Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое дефиле прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки... Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.
Формирование прически проходило под влиянием устоев общества, климатических условий и многих других факторов. Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Но одно всегда оставалось неизменным - стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность.
Истоки парикмахерского дела уходят в очень далекие времена. Рассмотрим парикмахерское искусство в Древнем мире.

 

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Прически Ассирии и Вавилонии

Увековеченные ассиро-вавилонским искусством облики жестоких царей, возможно, носили черты идеально прекрасных людей в представлении того времени. Мужчины высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.


Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно - прическе, усам, бороде и бакенбардам. Смысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации.


Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы.


Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. (Низшие слои носили неухоженные более короткие бороды.)

Известно, что уже в XIII веке до н. э. специальным распоряжением женщинам предписывалось ходить с открытым лицом. Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.


Основные виды и формы причесок.


Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали на затылке заколкой, связывали цветными лентами. Во всех прическах волосы на лбу подстригали короче и завивали в круглые, кольцеобразные локоны возле висков и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые прядки.


Низшие сословия - земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги - также зачесывали волосы, носили усы и бороды из собственных волос. Царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они только наполовину делались из естественных волос, гораздо чаще - целиком из шерсти животных (коз, верблюдов, буйволов). Служители культа не носили ни бороды, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшую остроконечную бороду.


Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими рядами по горизонтальной линии или по вертикали. Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда женщины носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Существовала оригинальная прическа у вавилонских женщин. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.

Прически африканцев

Прически африканского населения, несмотря на примитивность исполнения, были весьма разнообразны и оригинальны.
Процессу причесывания мужчины часто уделяли значительно больше времени, чем женщины, хотя и те и другие иногда предпочитали полностью сбривать волосы.
Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так детям - девочкам и мальчикам - волосы сбривали, оставляя на темени небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу, рядами.


Самой распространенной была такая прическа: клок волос на макушке прикрывали небольшим глиняным горшочком круглой формы, остальные волосы тщательно сбривались.
Прически зависели и от образа жизни племени, так, мужчины племени туркана, отделив часть волос на темени, водружали небольшую лепешку из глины на середине головы. Сверху в нее втыкали страусовые перья. В племени существовало поверье, что если воин не носил это оригинальное сооружение, то ветер и солнце могли «выгнать» из его головы все заложенное в нее духами.
Чтобы лепешка не уменьшалась, к ней все время добавляли слои свежей глины.


Мужчины-воины племени туркана носили на своем копье, с которым почти не расставались выдолбленные из дерева подголовники для сохранения формы прически. Подголовники напоминали маленькие скамеечки, рогато украшенные резьбой или рисунками. Часто они обтягивались кожей, были легки и удобны. Благодаря этим своеобразным «подушкам» во время отдыха и сна прическа, находившаяся на весу, хорошо сохранялась.


У мужчин племени боран прическа напоминала иглы ежа. Волосы посередине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные стороны. Боковые пряди были значительно длиннее; их взбивали деревянным частым гребнем так, что они превращались в подобие шара. Поверх таких причесок надевали огромные белые чалмы со спускающимися с одного бока концом.


Иногда прически напоминали поленницу дров - при этом волосы накручивались на деревянные палочки и укладывались рядами. Для прочности все волосы «поленницы» смазывали навозом или красной глиной, смолой, соком трав.
Часто мужчины придавали своим прическам форму рогов диких коз, игл дикобраза, гребня петуха, гривы льва, диска солнца, крыльев насекомых. Для устойчивости прически использовали вяжущие составы - глину, навоз животных, смолы.


Прически зависели также от образа жизни населения. Так, прически землевладельцев отличались большей фантазией, оригинальностью, смелостью, чем собирателей плодов и охотников. Религиозные верования также оказывали известное влияние на внешность людей.

Знатные люди носили ровно подстриженные волосы, гладкие, смазанные глинами, смолами, маслом или жиром, украшенные деревянными палочками, плодами, цветами, шнурами и лентами.


Женские прически были, хотя и разнообразны, но в сравнении с мужскими выглядели значительно проще. Иногда женщины просто сбривали или выщипывали полностью волосы на голове, иногда оставляли островки в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички. Искусство причесывания передавалось женщинам из поколения в поколение. Как молодые, так и старые, в совершенстве владели этим мастерством, разница проявлялась только в укладке. Так как процедура причесывания требовала много времени, то в некоторых племенах появились профессиональные парикмахеры.  

Время причесывания назначат старейшины племени, мастер располагался на поляне. Он мыл волосы, расчесывал большим деревянным гребнем, часто не распуская прежней укладки или заплетенных косичек.
Женщины племени рендили сооружали на голове причёску наподобие петушиного гребня огромного размера. Он начинался на затылке, пересекал всю голову но центру и заканчивался надо лбом. Такая, прическа сооружалась в честь рождения первого сына, и только после того как сын достигал зрелости можно было изменить её на более простую. Вдовы скручивали волосы в тугие пучки на затылке и покрывали голову куском ткани. Имея от природы вьющиеся волосы, многие женщины стремились выпрямить их при помощи горячих ножей.
Праздничные прически были сложными и нарядными. Они имели шарообразную или конусообразную форму. Волосы окрашивали в разные цвета при помощи сока травы, листьев, различной глины, угля и песка.

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Считается, что в Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово косметика греческого происхождения и означает искусство украшать. Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщинами и мужчинами применялись различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. Большинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически ди-. адемами, бусами, обручами и лентами. Украшения одежд и стиль одежд и причесок соответствовали всему укладу жизни эллинов. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.

 

 

 

 

 

Женщины, вошедшие в историю Древней Греции, как они выглядели? Вот Аспазия, отличающаяся утонченной мягкостью черт лица, - одна из удивительнейших женщин Древнего мира, которая умела вести философские беседы с Софоклом, Сократом, отцом истории Геродотом... Великолепная прическа: волосы фронтальной зоны разделены на мелкие пряди пробором, проходящим от макушки ко лбу, пряди заплетены в косички и аккуратно убраны на затылке.

Древний Рим


Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как у древних греков, пользовалось особым вниманием.
От греков римляне унаследовали использование рабынь в области парикмахерского искусства для подчеркивания не только природной красоты, но и высокого положения в обществе.


Редкие волосы считались признаком низкого рода.
Прически римляне переняли у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе.


Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь ллоб до бровей или до середины лба.


Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода республики нет сложных или вычурный причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие довольно коротко.
Молодые римляне часто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.


Хоть римляне и говорили, что"лысина не порок, а свидетельство мудрости", все же предпочитали совмещать мудрость с хорошими волосами. Мужчины носили парики, накладки, сделанные умелыми руками рабынь.
О Юлии Цезаре:"Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы на лоб; поэтому же с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".
Греческие идеалы были вытеснены. Римскими прическами считались прически, которые носили в Италии в III веке до нашей эры.
Во времена часто менявшихся "солдатских императоров" мужские прически были из коротких волос, встречались даже очень короткие, типа "ежик".
Плешивость маскировали при помощи накладных волос, носили парики.
Прически на париках зависели от разных обстоятельств - поры дня, погоды.
После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль.


За выплетением прически, ее сохранением следили специальные рабы - тонсорес и кипасис. Патриции много часов проводили за туалетом. Рабы выполняли горячую завивку, делали мокрую холодную укладку. Стригли особыми серповидными бритвами. Каждый выполнял свою операцию. За испорченную прическу или ее исправление матроны кололи руки рабынь тонкими спицами или острыми булавками.


Женские прически в период Римской республики делались из длинных волос.. Волосы, разделенные прямым пробором, укладывались сзади в тугие пучки.. Делали надо лбом валик, называемый нодус. Римские матроны имели от природы темные волосы и по римским законам не должны были этот цвет менять.


Законодательницами моды во времена Империи были императрицы. Поэтому прически стали называть по их хименам, например, типа Домны, типа Береники, типа Агриппины.


Прически были столь изысканы и разнообразны, что знаменитый поэт Овидий Назон написал, что легче пересчитать ветви на дереве, чем прически древних римлянок.


Постепенно прически увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос.


Римские еженщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка.

Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным украшением и головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета. С боков и сзади платок спадал мягкими волнами, оставляя лицо невесты открытым. В торжества прически украшали жемчугом - он ценился дороже всех камней.



Так как матронам казалось, что темный цвет волос грубит, они стали применять осветлители. Примером для подражания служат германцы, с которыми римляне постоянно воюют. Для осветления волос применяют состав из золы бамбукового дерева и козьего молока, состав наносят на волосы, а затем обесцвечивают насолнце.
Очень популярными среди римского населения были рецепты для окрашивания волос в рыжий цвет. Носили также светлые парики. Для париков использовали светлые волосы галльских рабынь, срезаемые в косах. Каждая матрона имела несколько париков разного цвета.Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы.
Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни орторикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная рабыня-каламистра мыла, просушивала волосы, завивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, придавала им определенную форму.
С распространением христианства женские прически снова упрощаются и приобретают естественные очертания.

Поиск

Сотрудники

Голосование

Satza 78Добр.бригады,7 переезжает на Весны, 17!!! Пойдете ли вы в Satza по новому адресу?